Первая красавица советского кино Ирина АЛФЕРОВА: «Я поняла, что если в клипе с Серовым красивой и счастливой буду, Абдулов увидит и ему плохо станет — это женская месть была, и она получилась»
(Продолжение. Начало в № 10—11)
«Саша всегда жестко и нервно реагировал, когда его насчет меня спрашивали»
— В 93-м вы с Александром Абдуловым расстались и в том же году со своим будущим мужем актером Сергеем Мартыновым познакомились...
— Нет, мы с ним давно были знакомы...
— А встречаться уже после развода стали?

— Да.
— Это отчасти назло Абдулову было или между вами и Мартыновым любовь вспыхнула?
— Нет, наши отношения особняком стоят — назло я клип с певцом Александром Серовым сделала (смеется).
— Правда?

— Да, хотя назло — неточное слово, я так не умела. Просто поняла, что, если на экране красивой и счастливой буду, это месть будет — то, чего я хочу, что мне надо. Клип действительно потрясающий получился, потому что я туда всю энергетику, какую только могла, вложила. Неактеры этого не умеют, и я сейчас смотрю: все-таки ни одного такого клипа больше нет, потому что в клипах обычно люди, ну как это сказать, на экране мелькают...
— ...номер лишь отрабатывают...
— Они, как в большой фильм, частичку себя не вкладывают, а я туда душу, энергетику вложила, все выверила, и самое главное, что в этом клипе несчастном со всеми своими нервами, с любовью, со страстями снималась. Знала, что Саша увидит и ему плохо станет — так оно в ту же минуту, когда это все на телеэкраны выплеснулось, и получилось, и тут же желание мстить у меня прошло.

— Композитор Игорь Крутой («Ты меня любишь» — это его песня) рассказывал мне, что очень хотел, чтобы именно вы в клипе с Серовым сыграли. Он в «Ленком» пришел, поскольку уже тогда в театральных кругах вращался...
— Он со всеми знаком был: и с дирекцией, и с Леоновым — они вместе с Евгением Павловичем работали...
— Да, Крутой ему аккомпанировал. Как раз, в общем, Абдулов на служебном входе стоял, и Игорь Яковлевич сказал ему, что вот я бы Ирину хотел пригласить. Отреагировал Абдулов очень жестко и нервно...
— ...он всегда жестко и нервно реагировал, когда его насчет меня спрашивали...
— Да, а жена Леонова Ванда сказала: «Ты Сашку не спрашивай — иди с Ирой сам поговори». Он так и сделал, и вы сразу же, не оговаривая ничего, согласились в этом клипе сниматься, чем в удивление его повергли. Теперь мне понятно, почему так произошло, но с тех пор, по словам Крутого, когда Абдулова о Серове спрашивали, тот всегда отвечал: «А кто это? Я такого не знаю»...

— Ну вот — это женская месть была, и она получилась (смеется).
— Маленькая женская месть...
— Большая!
«После развода с Абдуловым я в совершенно разобранном состоянии была, вся тряслась. Раздавленное существо, и Сергею жалко меня стало»
— Итак, Сергей Мартынов — любовь была у вас или нет?
— Ну, это мы анализировать не будем, потому что... Знаете, как другие говорят: «У меня было пять мужей», «У меня было шесть мужей» (смеется). Я до сих пор так не могу, потому и слово «муж» ненавижу, просто ненавижу! Не хочу никого подвинуть, обидеть, номер дать: то, что у нас с ним произошло, — это совершенно другая история, она с другой женщиной и с другим мужчиной случилась.
В Сергея Мартынова не влюбиться нельзя — люди, которые его знают, мои слова подтвердят, и он это заслуживает, потому что, кроме того, что актер замечательный и человек очень красивый, Сергей еще и мужчина потрясающий. В данном случае, помимо всего прочего, помимо чувств всяких (вот как это назвать — любовью или еще чем-то?), он еще и спасти меня захотел. Как он вспоминает, «что-то сгорбленное, трясущееся увидел, что-то невозможное».
— То есть развод с Абдуловым непросто вам дался?
— Ну а кому он просто дается? Я в совершенно разобранном состоянии была, вся тряслась — раздавленное существо, и ему так жалко меня стало, что он принялся ручку мне вкручивать, носик на место ставить, ушки. В общем, как доктор заботливый, сначала меня восстановил.



Из интервью журналу «7дней».
«В силу разных сложных обстоятельств жизнь моя потерпела крах, я абсолютно не знала, как строить ее дальше. Человек, который был со мной, закрыл за собой дверь и в другую жизнь ушел — ту, которую себе представлял, он ушел, а я осталась. Ощущение того, что все у тебя полностью разрушено, что построенные тобою дом, быт, отношения по частям рассыпаются, для человека губительно — я чувствовала себя стоящей на краю бездны».
Из интервью журналу «7дней».
«Перед началом съемок в картине «Звезда шерифа» я на грани нервного срыва находилась. Любое неосторожное слово вызывало слезы, и у меня мгновенно начинали дрожать губы, хотелось убежать, чтобы выплакаться навзрыд. Спас меня от таких вот «доброхотов» снимавшийся вместе со мной актер Сергей Мартынов...

Самое интересное, что познакомилась я с Сергеем в далеком 1978 году в Минске, на пробах телевизионной картины «Братья Рико» (тогда же в мою жизнь вошел и Саша). На ту картину меня не утвердили, посчитали, что слишком молода, и в следующий раз мы лет через семь на озвучивании моей первой зарубежной ленты — венгерского фильма «Волшебник Лала» увиделись, где я главную роль играла. Озвучивала сама себя, Сергей — героя.

Я нашей встрече очень обрадовалась, но Сереже все радовались, ведь он не только безусловно красив, обаятелен, в нем настоящий мужчина чувствуется — сильный, заботливый, добрый, а в то время Сергей был еще и невероятно популярен... И вот третья встреча, в Черновцах, на съемках картины «Звезда шерифа». Этот период для нас обоих очень сложным оказался. Сережина семья недавно в Лондон переехала, его жене — юристу по профессии — выгодный контракт предложили, а сам он все еще сомневался, из России уезжать не хотел.
Так получилось, что до встречи с Сергеем у меня никогда не было человека, с которым могла бы по душам поговорить, а с ним вдруг заговорила: вечерами он сидел рядом со мной и слушал... Сергей дал мне возможность выговориться и успокоиться, такой защитой, заботой и любовью окружил, о которых я и мечтать не могла. После бесед с ним я вдруг поняла: жизнь только начинается, я свободна, и надо просто дальше идти, ведь я могу все или почти все. Вновь и жажда жизни, и желание работать появились.

Мы безумно друг в друга влюбились, но я отдавала себе отчет в том, что у Сергея семья, что, возможно, он за границу уедет, в глубине души готовила себя к тому, что мы расстанемся...».
Из интервью журналу «7дней».
«Сергей буквально собрал меня по частям, нарисовал заново — и в прямом, и в переносном смысле. После приезда со съемок он картину написал — показал мне и сказал: «Это ты». Я тогда подумала: «Эта женщина слишком прекрасна»... Тогда, первое время на съемках в Черновцах, я буквально в шоке была, такого у меня в жизни не было никогда. Опора, защитник, замечательный партнер, учитель — все в одном лице. В том фильме Сергей роль психоаналитика играл, я — роль его пациентки: удивительно, но моим психоаналитиком он и по сей день является. Сергей дал мне возможность выговориться и успокоиться, такой защитой, заботой и любовью меня окружил, о которых я и мечтать не могла. Я правда на грани нервного истощения была, любое неаккуратное слово в слезы меня приводило, и мне очень повезло — Бог все-таки отношениями с этим мужчиной меня наградил.

Меня постоянно все обижали, например, сказать могли: «Что-то у вас синяки сегодня такие под глазами...» или «Вы сегодня отвратительно выглядите». Таких «доброжелателей» Сергей просто подпускать ко мне перестал, а вечерами он рядом со мною сидел, слушая, как я ему про всю свою жизнь рассказываю, и как только я умолкала, спрашивал: «А дальше?..».
Даже не знаю, что со мной случилось бы, если бы в «Звезде шерифа» Сергей не снимался... После бесед с ним я вдруг поняла, что жизнь только начинается, что я свободна, что могу все или почти все.

Вернувшись со съемок, мы сели на кухне, на стол бутылку вина поставили и... говорили, говорили, говорили... Нам стало понятно, что мы не хотим и не можем друг друга терять, — разве можно объяснить словами, почему вдруг ты не ходить, а летать начинаешь, почему по утрам тебе петь хочется... Мы действительно безумно друг в друга влюбились — сразу и безоговорочно, но даже если бы наши отношения только тем самым разговором закончились (все-таки я отдавала себе отчет в том, что у Сергея семья и что он к переезду готовился), я была бы счастлива.

В глубине души я подготовила себя к тому, что мы расстанемся. К моменту нашей встречи я уже научилась ценить то, что судьбой дается, и мне достаточно было просто знать, что такие отношения и чувства возможны. «Вовсе не обязательно всем этим обладать, — думала я, — дальше я смогу жить тем, что было, и верить в то, что это повторится».
Я безумно благодарна Сергею за все ощущения, которые он мне дарил и, слава богу, до сих пор дарит. Знаете, только через пару лет, после того как мы с Сережей соединились, мне стали комплименты говорить: «Боже, как ты восхитительно выглядишь!», «Что с тобой произошло? Ты стала красивой!». Так странно было в уже почти зрелом возрасте вдруг женщиной себя почувствовать, понять, что желанна, кому-то нужна, интересна. Каждую минуту. Каждую секунду.

Для этого придумывать ничего не надо, а только любить и все делать искренне — вместе просыпаться, самой завтраки готовить или, наоборот, кофе в постель получать, написанный для тебя рассказ или сочиненные стихи читать, вместе по парку по утрам бегать: все только вдвоем делать.
Почему многие этого не понимают? — ведь это так просто: счастливыми быть... Меня при выходе из машины под руку поддерживали, а если дождь шел, предупредительно над моей головой зонтик открывали, брали из моих рук сумки, пальто подавали. Это, конечно же, мелочи, но приятные, хотя, по большому счету, и это все пустяки... Просто словами объяснить то, что со мной произошло, очень сложно. Я вдруг не только заботливого человека, но и всепонимающего друга получила, и поверьте, нет для женщины большего счастья, чем рядом мужчину иметь, который буквально в тебе раствориться умеет, — нет такой, которая бы этого не оценила».

Из интервью журналу «7дней».
«— Для меня Сергей — царь и бог, но на людях так его величать немыслимо, поэтому, говоря о нем, я просто называю его «мой Сергей» (слово «муж» не люблю), а главное — меня категорически сама формулировка вопроса не устраивает. Что значит «мужа-артиста выбрала»? Зачем о прошлой жизни моей вспоминать? Мне всегда от этих разговоров не по себе, и вовсе не потому, что я что-то скрываю, — искренне не понимаю, о чем говорить и как все объяснить. Жизнь сложнее, чем просто вопросы и ответы. Сегодня Саша Абдулов для меня — другая планета: она улетела, и все, и хотя в той моей, другой, жизни тоже много хорошего было, встреча с Сергеем неведомые до этого ощущения мне подарила. Любой творческой личности, тем более женщине, обязательно надо знать, что в ней нуждаются, ею непременно должны восхищаться, и Сергей первым человеком в моей жизни стал, который, увидев меня в театре на сцене, сказал: «Ты богиня!». Разве такие слова могут не придать сил?».

Из интервью журналу «7дней».
«Удивительно: с Сергеем я уже намного дольше живу, чем с Сашей прожила, а всем вокруг до сих пор наши с Абдуловым отношения покоя не дают. Я понимаю людей, которые, в новый брак вступая, мосты за собой сжигают, в конце концов, все мы разные, но общаться с Абдуловым я продолжала. Сначала в одном театре играли, и всегда Саша заботливым отцом Ксении оставался. Многим почему-то казалось, что мой Сережа должен был меня к нему ревновать, но мы слишком хорошо друг друга знаем и друг другу верим, чтобы до этого опускаться. Вместе мы на Сашины спектакли ходили, и Сережа его игрой восторгался — на сцене Абдулов просто невероятен был, таких актеров больше нет. Бывало, дома что-то из нашей с Сашей жизни я вспоминала, плакать начинала, и тогда мой Сережа спрашивал: «Что произошло?». — «Вот Сашу вспомнила». — «Слушай, давай его усыновим!» — в шутку говорил он».
«Режиссеру я тихо на ухо сказала, что с этим актером играть не могу, потому что мне его тело не нравится — это совершенная патология»
— Читал, что студенткой в ГИТИСе вы не могли во время исполнения театральных этюдов то, чего не чувствовали, изображать: например, любовь...

— ...да, это правда...
— ...что, в общем-то, актрисам несвойственно. Любая, более-менее профессиональная, может изобразить все, что угодно, заплакать мгновенно...
— Неправда, и это, по моему глубочайшему убеждению, неверный подход (может, мы по-разному это называем?). Наверное, я сначала не к самым лучшим педагогам попала, во всяком случае, убеждена, что учить в театральном надо иначе, — ни в коем случае не насиловать, а раскрывать то, что уже есть. Думаю, интуитивно я правильно поступала, когда все, что не могла, выполнять не хотела. Изображать — это вообще не к актерам, изображать ничего нельзя. Я еще не любила, девочкой чистой была...
— ...и такой, судя по всему, остались...
— ...и даже не понимала, что играть и как, поэтому просила: «А можно что-нибудь другое мы сделаем? Это я сыграю, когда почувствую».
Вообще, я очень долго закрыта была, замкнута, что тоже, говорят, актерам несвойственно, — меня даже со второго курса из-за этого выгнать хотели. Педагог наш сел со мной и сказал: «Может, вы другую профессию выберете?», но, глядя из дня сегодняшнего, я считаю, что обретенная мною искренность, подлинность переживаний гораздо ценнее, потому что у нас как раз очень много актрис было, которые все, что угодно, могли, и действительно, хорошо это делали: так или этак хотите, про то или про это... Они как мастера...
— ...с богатым техническим арсеналом...
— Нет, и внутренне состояние закачивали, но это же все действительно изображалось, а не откуда-то из глубины шло, потому что знать и пережить все человек не может. Мало того, у каждого какая-то амплитуда есть, и никуда за нее ты не вырвешься, что бы там про великих актеров ни говорили: им тоже не все подвластно. Поэтому, когда кого-то учишь, его заставлять не надо — вот пусть, если он закрыт, долго таким остается. Время придет — сам раскроется, жизнь его раскроет, размотает потихоньку, и это самое интересное. Ну почему надо сразу приговор выносить: все, ты в профессии ничего не сделаешь?
На сцену я не для того выхожу, чтобы какие-то чувства показать, — у меня моя и только моя тема есть: человеческая, женская, актерская, и я именно ее должна выразить, причем так, чтобы людей своим отношением к миру, ко всем обстоятельствам зацепить. Тогда это ценно, тогда моя профессия смысл имеет, а все остальное... Не понимаю, когда актеры скоморошничают, Петрушку ломают: ну, может, в комедии положений, где народ ты смешишь, это уместно, а так...
— Вы такая цельная, даже прямолинейная, а это правда, что однажды заявили актеру, что не будете с ним в спектакле играть, потому что вам его тело не нравится?
— Да (смеется), это жестоко.
— Расстроился он?

— Ну, ему я этого не говорила — режиссеру тихо на ухо сказала, что играть не могу, потому что это совершенная патология.
— А вам любовь надо было играть?
— Причем телесную, и это по отношению к зрителю бессовестно было, потому что действительно патологично.
— Не говоря уже о том, каково это по отношению к актрисе...
— Нет, вы знаете, тут все очень сложно и для меня важно. Внешность для актрисы, конечно, большое значение имеет, но если какой-то намек на симпатичное лицо присутствует, если в тебе есть характер, какое-то стремление внутреннее себя раскрыть и не суетиться, если ты личность, все равно красивой женщиной станешь.
— Одухотворенной, правда?
— Да, и вы такую непременно заметите. Вот говорят «харизма»... У некоторых она есть, у остальных, что бы ни предпринимал, нет, и у актеров она не у всех присутствует, а в кино это необходимо. Почему вы в того или иного персонажа влюбляетесь? Человек только на экране появился, а вы уже к нему расположены — такой же момент наблюдается?
— Ну, конечно...

— В нем даже какие-то небезупречные черты не важны, а если вам что-то в актере не нравится: уши, допустим, или нос раздражают, вы можете постараться это не замечать. Ну хорошо же человек играет! — но все равно в какой-то момент это всплывет и вы поморщитесь (брезгливо): «Ой, нет!».
— Все хорошо, но это невозможно...
— Именно, и все мы такие. Почему кому-то одни нравятся, кому-то другие, кому-то третьи?
«Роман с Серовым? А можно я на этот вопрос не отвечу?»
— Влюблялись вы часто?
— Не часто, но сильно.
— Да? Двум мужчинам — это, не скрою, Серов и Крутой — я один и тот же вопрос задавал и вас тоже спрошу: роман с Серовым во время съемок клипа был у вас или нет?
— Вот вопрос-то какой, а? А можно я на него не отвечу?
— Серов, когда я его об этом спросил, категоричен был: «Нет!», Крутой любые подозрения тоже отмел, а вы отвечать не хотите — поди теперь догадайся, что там на самом-то деле было. Видите, кстати, какие мужчины порядочные? В любом случае, даже если что-то и было, ответ лишь один возможен...
Ну, от таких мужчин голову потерять не стыдно, но говорят также о вашем романе с Михаилом Боярским на съемках фильма «Д’Артаньян и три мушкетера». Хочу вас теперь о Боярском спросить, но боюсь снова услышать: «На этот вопрос не отвечу»...
— Нет, почему? С Боярским это вообще невозможно было — я же сиротой там была (смеется). Влюбиться можно, лишь когда в жизни какие-то моменты наступают, а я только в театр тогда пришла, наши отношения с Абдуловым начались.
— А разве можно было в те годы в Боярского не влюбиться?
— Ну, я в Сашу была влюблена, поэтому перед Мишиным обаянием могла и не растаять. Меня вообще много эффектных мужчин окружало — знаете, какие у меня красивые зарубежные партнеры были? Когда их Олег Янковский увидел, воскликнул: «А-а-а! И романа не было? Совсем ничего?» — при Саше Абдулове. «Вот представь себе», — я сказала, а он: «Да я уже влюбился!» (смеется). Я в этом смысле как раз очень жестокая, соблазны могу отсечь. Нет, увлечься, в чувства поиграть, потому что терпеть невозможно, могу, в ресторан пойти...
— ...пофлиртовать...
— ...да, но есть черта, которую не переступлю. У меня партнер был венгерский, не влюбиться в которого нельзя было, — вся Венгрия от него без ума была. В то время в другую страну на съемки приехать — уже счастье, а тут еще я главную роль играю, он — главную. Красивый, к тому же аристократ, у него даже замок был — ну то есть сказка, и вот, представьте, этот человек влюбился.
Он за мной на машине приехал — учтите, это в советское время, и все, когда его увидели, остолбенели: «Bellо!». Ну просто глаз отвести нельзя: бог идет. Привез он меня к себе, у него там старая графиня-бабушка, стол уже накрыт, все так романтично, и явно к тому шло, что вот-вот признание прозвучит. Я его опередила: «Понимаю, к чему вы ведете, но это невозможно». Он: «Я вам не нравлюсь?». — «Нравитесь, — я призналась. — Более того, вы просто меня искушаете, но я сразу вам говорю, что это невозможно, потому что у меня есть муж». — «Но он же не здесь», — не сдавался поклонник. «Но он есть, и это нечестно, это исключено», — повторяла я.
Это исключительно умный был человек, на редкость тонкий. «Вы будете очень жалеть, — сказал он, — но будет уже поздно. Потом, когда-нибудь вспомните»...
— Вот теперь я вас и спрошу: жалеете?
— С радостью, с легкостью о нем вспоминаю, и нет, не жалею. Потом он сюда приезжал, мы по Москве с ним гуляли — вся улица на него оборачивалась.
— «Не жалею, не зову, не плачу...»
— Наоборот, у нас какие-то трогательные отношения возникли. Он с таким восторгом ко мне относился, долго мне открытки писал, но так ничего и не понял, искренне не понял....

— И никто бы не понял...
— Когда уже из Будапешта я уезжала, он спросил: «Вы не передумали?». — «Нет», — я ответила. Он так смешно воскликнул: «Аэрофлот»? Сибирь? Вы сумасшедшая!» (смеется). Да, многие бы так посчитали, но все-таки какая-то своя судьба есть, какое-то предназначение, а еще уважение к себе — когда что-то происходит и тебя какое-то безумное чувство захлестывает, забывать об этом нельзя. Если в чем-то приобретешь, в другом потеряешь, но жить без уважения к себе невозможно.
...Как вам сказать? Очень многие вещи сейчас непросто даются. Время наступило другое, столько, сколько актерам сейчас платят, мы не получали, и наступает момент, когда — особенно актрис это касается — изображение твое меняется. Вот изменилось оно — как с этим смириться? Это тяжело, что бы тебе ни говорили, и вот тут помочь только одно может — осознание того, что ты какую-то очень интересную жизнь прожил, не мелкую, неблаговидных поступков не совершая. Это мне помогает мириться с тем, что в зеркале возрастные изменения вижу, которые появляются, поэтому понимаю, что мне все равно есть что на сцене сказать, — неважно, в каком качестве и как.
— Мужчины сильно вас ревновали?
— Саша — да, он вообще ревнивый...
— А вы повод давали?
— Ему повода не надо было. Какой повод? Нет! Ревновал, и ревновал ко всем.
— И до чего доходило?
— Со мной ни до чего дойти не могло — я в этом смысле мягкая и тактичная. Он очень меня уважал, при мне никогда не ругался, и когда мы расстались, я впервые услышала, как он сквернословит — еще и в открытую: для меня это был шок. Столько лет прожили, и я не знала, что он ругается.
— Ну а вы мужчин ревновали?
— Скорее, нет. Чтобы приревновать, женщина очень понравиться мне должна, а если этого нет, если что-то не то я вижу, как-то мне не ревнуется, хотя какие-то вещи, которые поводами могли бы служить, я знала. К интересной женщине, наверное, ревновала бы, хотя нет, если она мне понравилась, опять же ревновать не могу, думаю: «Да, я бы тоже влюбилась».
— С женщинами, которые были спутницами жизни Александра Абдулова после вас, вы общались?
— Нет, это мы обсуждать не будем — только на ушко вам расскажу (смеется). Это жестоко... Вы что, думаете, я критиковать их стану? Дай Бог, если Саша был с ними счастлив. Я очень обрадовалась, когда вдруг увидела, что он не меняется, таким же неуемным остается — разве что в конце чуть успокоился, поэтому Юле я очень благодарна. Я видела, что она его любила, — вот и хорошо: он это заслужил.

Сокурсник Путина экс-разведчик КГБ СССР Юрий ШВЕЦ: «Собчак, Янукович и Азаров — агенты КГБ»
Первая красавица советского кино Ирина АЛФЕРОВА: «Я поняла, что если в клипе с Серовым красивой и счастливой буду, Абдулов увидит и ему плохо станет — это женская месть была, и она получилась»
Комплекс старшего брата
МУДАКУС Versus Galanthus
Политэмигрант из России, а теперь глава попечительского совета «Объединения иудейских религиозных организаций Украины»Павел ФЕЛЬДБЛЮМ: «Разговоры об украинском антисемитизме должны были закончиться, когда Рабинович на президентских выборах обошел националистических лидеров»
Михаил ФОМЕНКО: «Сам до конца не понимаю, с чего это я так разговорился, что Дмитрий пустил в ход — задушевные воспоминания, какие-то профессиональные приемчики или гипноз. Возможно, всего понемногу...»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги